Контакты Карта сайта
 
Hypernova.ru
Новости
Мир вокруг нас
Практикум
Наблюдаем сами
Звездный маршрут
Небесный календарь
Астро-фотография
Справочная страница

0

С альбомом в путешествие по звездному небу

Дата: Март 2000

Любое увлечение — это способ самовыражения. А что может быть лучше реализации своих творческих способностей при наблюдении объектов дальнего космоса? Некоторые наблюдатели с этой целью занимаются астрофотографией, другие отдают предпочтение зарисовкам.

Поверхностное понимание рисунка состоит в том, что наблюдатель отображает в нем увиденное. При более глубоком подходе рисунок — это результат работы глаза, обладающего чрезвычайной чувствительностью, и мозга с его мощной способностью обобщения и интерпретации. Если глаз человека сравнить со сверхчувствительной камерой, то его мозг — это самый сложный в мире самообучающийся компьютер, обладающий самосознанием.

В этом смысле процесс рисования приносит два результата: максимальное самовыражение и — при наличии практики и хороших инструментов — точное воспроизведение того, что видно в окуляр телескопа. Большинство людей не испытывает трудностей с самовыражением. Однако сама мысль о том, чтобы научиться рисовать, многих останавливает еще до того, как они попытаются это сделать. Осмелюсь утверждать, что научиться рисовать можно легко и быстро, если весь процесс разбить на несколько этапов. Кроме того, если художником движет стремление к самовыражению, то плохих рисунков просто не бывает.

Поэзия в движении


Все состоявшиеся художники в своей работе проповедуют один принцип: чтобы нарисовать объект, его нужно изучить. Профессиональные художники и любители со своими альбомами и карандашами действуют подобным же образом: они рассматривают объект, постигают его образ и в некоторый момент рисуют то, что означает этот образ. Чем больше сделано рисунков, тем легче становится процесс восприятия объектов.

М 27
М 27
 
Таким образом, суть создания астрономических зарисовок состоит, прежде всего, в наблюдении и изучении объекта, а затем в воспроизведении на бумаге того, что было увидено. Тщательно изучите объект наблюдения, прежде чем браться за карандаш. Используйте различные окуляры для того, чтобы рассмотреть больше деталей, и различные светофильтры для увеличения контраста изображения. Используйте технику бокового зрения (надо смотреть немного в сторону от объекта, не теряя его из поля зрения), помогающую выявить структуру объекта. Сосредоточьте свое внимание на общей форме объекта, его контурах и его движении.

Движение объекта? Вот именно. Только ваше понимание того, что в действительности происходит с шаровым скоплением, позволяет изобразить его на бумаге в виде совокупности случайным образом расположенных точек. В классической книге "Естественный способ рисования" Каммон Николидис учит: "Рисуйте не то, как выглядит объект, и даже не то, чем он является на самом деле, а то, что с ним происходит".


Один из приемов рисования Николидиса, который я применяю при зарисовке объектов дальнего космоса, состоит в создании быстрого предварительного наброска. После тщательного наблюдения объекта через окуляр я изображаю на бумаге то, что происходит с объектом. Спиральная галактика обладает величественными рукавами, закручивающимися сквозь пылевые полосы и облака звезд. Остаток сверхновой, наподобие Крабовидной туманности, — это широко раскинувшиеся, разлетающиеся потоки горячего газа. Такие представления помогают мне создать в своем воображении нужный образ, спрессовать время таким образом, что становится мысленно видимым движение объекта. После того, как я представил себе, что происходит с объектом, я беру карандаш, помещаю его в центр предварительно нарисованной окружности и делаю десятисекундную зарисовку движения объекта, не думая о том, как он выглядит. Во время создания этого рисунка карандаш не отрывается от бумаги. Я расслабляюсь, отвлекаюсь от всего постороннего и заканчиваю рисунок одним непрерывным движением.

Подготовка к сеансу рисования


Освоить технику рисования — это только половина дела, другая половина заключается в процессе подготовки. Так же как и при других видах наблюдений, чем больше сделано в период подготовки, тем лучше будет результат.

М 42
М 42
 
Прежде всего, составьте список объектов для рисования и отведите, по крайней мере, один лист на каждый объект. С помощью циркуля (можно использовать крышку от банки) нарисуйте несколько окружностей диаметром 7-9 см, которые будут изображать поле зрения окуляра. Где-нибудь на полях напишите технические характеристики объекта (обозначение, звездная величина, размеры, отличительные особенности).

Прежде чем начать работу с телескопом, не забудьте установить на свой фонарик красный светофильтр. Красный свет не нарушает адаптацию глаза к темноте и позволяет делать точные зарисовки слабых объектов. Полезно также перед началом наблюдений оценивать стабильность и прозрачность атмосферы по 5-ти бальной шкале: 1 — очень плохие условия, 5 — очень хорошие.

После нахождения объекта и его центрирования в окуляре сориентируйте рисунок в направлении восток-запад, наблюдая, как движется объект (если ваш телескоп имеет часовой механизм, то отключите его): в окуляре неподвижного телескопа объекты движутся с востока на запад.


Беремся за карандаш


Теперь можно приступить непосредственно к рисованию. Начать лучше всего с нанесения на рисунок ярких звезд, окружающих объект. Впоследствии эти звезды будут служить вам ориентирами для правильной передачи пропорций объекта и его расположения в пространстве.


 
Следующий этап — это быстрая зарисовка общей формы объекта. Позже она будет служить основой для проработки тонких деталей.

Затем с помощью черного карандаша или палочки из древесного угля на рисунок наносится область наибольшей плотности звезд. В шаровом скоплении — это центральное ядро. В видимой с ребра спиральной галактике — это узкий диск, содержащий спиральные рукава.

Теперь с помощью палочки для ретуширования или ногтем пальца размажьте слой графита или угля, который изображает область наибольшей яркости. Результат этой процедуры будет лучше соответствовать обычно наблюдаемой в окуляр некоторой смазанности изображения (у объектов дальнего космоса редко встречаются прямые линии и четкие границы).

Теперь настало время детализировать основной рисунок, добавив в него либо отдельно различимые звезды шарового скопления, либо рассекающие серебристое свечение галактики темные полосы пыли, либо границы, отделяющие темные туманности от окружающего звездного фона. На этом этапе следует попробовать посмотреть на объект с большим увеличением, попытавшись разглядеть незамеченные ранее детали, поэкспериментировать со светофильтрами. Здесь многое зависит от опыта: наблюдение объекта с максимальной концентрацией внимания и применение бокового зрения позволяет "выжать" все больше и больше деталей.

Переключаясь от наблюдения в телескоп к рисованию и обратно, старайтесь не нарушать адаптацию зрения к ночному видению. Используйте фонарик на минимальной яркости и как можно реже. Уделите основное время наблюдению объекта, постепенно дополняя рисунок все новыми и новыми деталями.

Если вы испортили первый рисунок, то не пытайтесь его исправить кропотливой реставрацией или яростно работая ластиком. Перейдите на другую окружность. Зарисовки поля зрения окуляра не предполагают единовременной законченности, оперативные наброски всегда приблизительны.


Например, если звезды фона выстроились в почти правильную линию, то не пытайтесь нанести точное местоположение каждой звезды. Лучше проведите сплошную линию в соответствующем месте рисунка и отметьте на ней положения звезд, Если ваше внимание сосредоточено на центральной области галактики, то вместо точной передачи ее яркости поставьте стрелки и сбоку листа сделайте пометку "в 2 раза ярче" или что-то в этом роде.

Отметьте цвет объекта и представляющих интерес деталей фона, находящихся в поле зрения. Некоторые астрохудожники для записи своих впечатлений во время зарисовок используют диктотофон. Позднее вы сможете объединить эти записи с набросками, создав более детализированный, законченный рисунок.

Сохраняйте каждую зарисовку, невзирая на ее качество, поскольку каждая из них может содержать свою долю истины. Профессиональные художники прежде, чем взять в руки кисть, делают десятки и даже сотни предварительных набросков не потому, что не удовлетворены ими, а потому, что в каждом из них запечатлен уникальный взгляд на объект. Когда наступит время для создания окончательного рисунка, вы перенесете в него из каждого варианта различные детали, которые в них лучше отражены.

Что в итоге



 
После того как вы окончательно нарисовали все, что увидели, позаботьтесь о сохранности зарисовки путем нанесения на нее защитного слоя спрея или поместив ее в безопасное, сухое место.

На следующий день, когда еще свежи в памяти ночные впечатления, соедините все элементы в единый рисунок.

Затем сравните полученный результат с фотографиями и записями, сделанными другими наблюдателями. В мире астрономической графики мало что может сравниться с удовольствием положить свою зарисовку какого-нибудь малоизвестного объекта далекого космоса рядом с его фотографией или другой зарисовкой для выявления общих деталей и отличий.

М 51
М 51
 
Если для визуальных астрономических наблюдений важную роль играют телескопы и бинокуляры, то для фиксации впечатлений от объектов дальнего космоса не менее важную роль играют альбом и карандаш. Результатом астрофотографии является фотоотпечаток. Но только зарисовка поля зрения окуляра точно воспроизводит то, что действительно видно в телескоп. В данном случае процесс рисования — это нечто большее, чем получение астрономической зарисовки. Это совершенно новый подход к восприятию космоса и своего места в нем.

Разные объекты, разная техника



Рассеянные скопления



 
При зарисовке этих объектов необходимо принимать во внимание точное взаиморасположение звезд, входящих в скопление. Наблюдается существенная разница между отдельными звездными цитаделями в бедных скоплениях и серебристой россыпью звезд в богатых скоплениях. Некоторые астрохудожники рекомендуют использовать для изображения этих объектов ручку с тонким пером. На мой взгляд, карандаш здесь будет работать лучше, поскольку ручка не может передать градацию яркости звезд. Постарайтесь уловить общую форму скопления, звездную величину и цвет составляющих его звезд.

Шаровые скопления



 
Зарисовка этих объектов очень увлекательна, так как они богаты деталями. Прежде всего окружите шаровое скопление звездами фона. Затем отметьте светло-серым цветом центральную часть скопления с помощью черного карандаша или угольной палочки. Круговыми движениями палочки для ретуширования или ногтем пальца размажьте ядро по направлению из центра таким образом, чтобы исчезли границы и края приобрели естественную блеклость. Теперь эта часть рисунка соответствует центральному ядру скопления, состоящему из неразличимых звезд. Затем нанесите на рисунок отдельно видимые звезды. Начните с самых ярких звезд и двигайтесь по кругу, начиная с внешней границы скопления по направлению к его центру. Такой подход гарантирует соблюдение соотношения звездных величин и не позволит вам зависнуть в одном секторе рисунка. Для придания правдивости изображению шарового скопления необходимо отмечать положения отдельных звезд как можно точнее, даже если это будет так же утомительно, как подсчет микробов через микроскоп. Не сдавайтесь и не переходите на беспорядочное усеивание скопления звездами.

Планетарные туманности



 
За исключением отдельных выдающихся экземпляров, таких как Кольцо (М57) в Лире, Гантель (М27) в Лисичке, эти маленькие туманности лишены видимых деталей. Иногда они похожи на скромные маленькие пятнышки, появившиеся неизвестно откуда, приходится мириться с отсутствием деталей в планетарных туманностях и зарисовывать то, что есть. Здесь также будут полезны приемы тонкого ретуширования, применяемые при зарисовке галактик.



Галактики



 
Реальное разнообразие форм, размеров, светимости и ориентации галактик гарантирует уникальность каждой зарисовки. С помощью черного карандаша или древесного угля, используя плоскую грань, но не острие, нанесите на рисунок серое пятно, которое будет представлять центральную область галактики. Для большинства спиральных галактик это пятно будет иметь форму вытянутой полосы. Для эллиптических галактик — форму окружности. Для неправильных галактик — форма может быть самой разнообразной. Затем с помощью палочки для ретуширования или ногтем пальца вытяните из ядра галактики ее внешние части. Для изображения внешних частей галактики смело сметайте графит или уголь из центральной части рисунка. Вспомните, что движется в галактике, как закручиваются ее спиральные рукава. А затем с помощью палочки для ретуширования постарайтесь передать это движение. Для изображения полос пыли используйте остроконечный ластик.

Скотт Митчелл — любитель астрономии, проживающий в г. Хьюстон, штат Техас (США). Эта статья была впервые опубликована в журнале Astronomy в июле 1995 года.


Бинокулярный телескоп из двух классических телескопов
Чеширский окуляр для юстировки телескопа
Лазерная указка для юстировки системы Ньютона
Основы наблюдения двойных звезд
Система звездной навигации Магеллан для телескопов
Компьютерное управление часовым приводом телескопа
Программируемый часовой привод для телескопа
300-миллиметровый телескоп Антарес
Конкурс: Космос - через терни к звездам
Телескоп с плоским зеркалом
Использование телескопа Мицар для съемки с окулярным увеличением
Фотографирование полярных сияний
Универсальный окулярный узел для астрографии
Влияние центрального экранирования главного зеркала
Ссылки на эту статью:
TEXT: HTML: BB Code:

Ваши комментарии

(0)

Пока нет ни одного комментария, вы можете быть первым!

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ




Сколько будет 26 + 27 =

       
Если вы введете ваш email вы будете получать уведомления о новых комментариях



Похожие статьи


Зонд Дип Спейс-1 отправляется в новое путешествие
Прохождение Луны по рассеянному звездному скоплению Гиады

Hypernova.ru © 2013-2015 Контакты Карта сайта
Новости
1995
1996
1997
1998
1999
2000
Мир вокруг нас
1995
1996
1997
1998
1999
2000
Практикум
1995
1996
1997
1998
1999
2000
Наблюдаем сами
1995
1996
1997
1998
1999
2000
Звездный маршрут
1995
1996
1997
1998
1999
2000
Небесный календарь
1995
1996
1997
1998
1999
2000
Астро-фотография
1995
1996
1997
1998
1999
2000
Справочная страница
1995
1996
1998
1999
2000
Наверх