Быть может, не все знают, что БМТ-110 была одним из основных оптических приборов, применявшихся на кораблях ВМФ СССР. На станции наблюдений ИСЗ поступали, в основном, уже отработавшие свое бинокуляры и, в связи с этим, списанные "с боевого дежурства". Однако оптические приборы — долгожители по своей сути, и большинство их продолжает исправно служить даже после выработки своего планового ресурса. Подкрашенные и обновленные, БМТ продолжали использоваться, но теперь уже на астрономическом поприще.
Что же представляет из себя обычная рядовая БМТ? Это бинокуляр с диаметрами обоих объективов по 110 мм и увеличением 20 крат. Вся оптика имеет просветленные поверхности, но из-за довольно большого их количества (от 16 до 18 в зависимости от модификации) общее пропускание света не превышает 52%. В приборе применяются сверхширокоугольные окуляры (с субъективным полем зрения около 80°), обеспечивающие поле зрения 5°. Бинокуляр дает прямое изображение.
Оптическая схема, представленная на рисунке, взятом из руководства по эксплуатации, включает в себя двухлинзовый ахроматический объектив (1), светофильтры (2), которые могут вводиться в пучок лучей при необходимости, оборачивающую систему из двух призм (3 и 5), компенсатор аберраций окуляра (4) и сам трехлинзовый окуляр (6).
Призменная оборачивающая система состоит из полупентаприз-мы, отклоняющей пучок вниз под углом 45°, и призмы с крышей, дающей полное оборачивание изображения. Помимо этого, она поворачивает пучок лучей таким образом, что окуляры располагаются под углом 60° к направлению на наблюдаемый объект, что значительно повышает комфортность наблюдений объектов, расположенных вблизи зенита. Обе половинки бинокуляра идентичны в отношении оптики, за исключением того, что перемещение левой призмы с крышей вместе с левым окуляром используется для раздвижки окуляров по глазному базису наблюдателя (расстоянию между зрачками). Кроме того, один из окуляров снабжен подсвечиваемой угломерной сеткой в передней фокальной плоскости. На трубе имеется диоптр для грубого наведения на объект. Окулярная часть оснащена резиновыми налобником и светозащитной шторкой, позволяющей не пользоваться при наблюдениях дип-скай объектов накидкой из темной ткани.
В отношении механики бинокуляр сделан очень основательно. Труба крепится к массивной литой вилке, установленной на колонне, которая предназначена для крепления на палубе судна. Установка снабжена точными разделенными кругами по азимуту и высоте, позволяющими отсчитывать углы с точностью до нескольких минут дуги. Колонна выполнена раздвижной, так что можно установить бинокуляр на удобной для наблюдений высоте. Пожалуй, единственный и самый серьезный недостаток БМТ-110 — это ее огромный (по любительским меркам, конечно) вес — около 75 кг, что не позволяет использовать ее в качестве экспедиционного инструмента.
Но не все, оказывается, так плохо, как может показаться после этого последнего замечания. Уже будучи профессиональным оптиком, я побывал на выставке "ОПТИКА-96", которая проводилась в Москве весной этого года. В рекламных проспектах Казанского оптико-механического завода (КОМ3), а именно там изготовлялись все эти бинокуляры, наряду с БМТ представлены и другие приборы, производство которых было освоено в последнее время на этом предприятии. Чтобы вы могли сами судить о характеристиках новых бинокулярных труб, в таблице приведены их полные технические данные из рекламного проспекта завода.
При анализе данных таблицы необходимо учитывать, что оптика всех этих инструментов (кроме БЗТ 60x130) одинакова, а отличаются они лишь конструктивным исполнением. Так, все трубы, за исключением БМТ, могут устанавливаться на треногу и использоваться в полевых условиях. Об этом говорит их масса. Габариты приведены с учетом штатива (кроме БЗТ-60х130).
В заключение, несколько слов о сегодняшнем состоянии рынка бинокуляров. В настоящее время КО М3 выпускает такие трубы лишь малыми партиями и, в основном, на экспорт. Это объясняется, как ни странно, низкой потребностью в них на российском рынке. Немудрено, ведь по информации завода, отпускная цена бинокуляров типа БЗТ сейчас составляет 1600 американских долларов за трубу. Что касается трубы ЗТБ, то она существует лишь в виде опытного образца. Поэтому старания любителей в настоящее время направлены на поиск и приобретение старых "подержанных" БМТ, цена которых значительно ниже сегодняшней заводской.
Не будучи сотрудником КОМЗ, я хочу заранее принести извинения за возможные неточности в описании продукции этого предприятия, но что же поделать, если сами КОМЗовцы не желают широко рекламировать свою продукцию. Во всяком случае, всем нам будет приятно увидеть на страницах журнала новую, более точную информацию завода о своих последних достижениях в этой области.
Характеристики бинокуляров