Контакты Карта сайта
 
Hypernova.ru
Новости
Мир вокруг нас
Практикум
Наблюдаем сами
Звездный маршрут
Небесный календарь
Астро-фотография
Справочная страница

0

Первая мягкая посадка на Венеру

Дата: Август 2000

15 декабря 1970 года советская автоматическая межпланетная станция "Венера-7" впервые в истории космических путешествий мягко опустилась на поверхность Венеры. "Утренняя звезда" стала вторым небесным телом, куда смогли опуститься земные аппараты.

В эйфории от очередной космической победы журналисты тех лет с упоением писали, что недалеки те времена, когда межпланетные станции будут не только "прилуняться и привенериваться" (до этого были только мягкие посадки на Луну), но и "примарсианиваться, приальфацентавриваться и так далее". Но минуло 30 лет, а в этом ряду добавился только Марс, на который сумели совершить посадку советские и американские станции. Да и эта операция, как показал 1999 год, до сих пор не всегда проходит гладко.

Однако прежде чем рассказать о полете "Венеры-7", давайте вспомним, с чего начиналась венерианская эпопея, приведшая к настоящему триумфу 1970 года.

Капсула, в которой во время перелета находился аппарат Венера-7
Капсула, в которой во время перелета находился аппарат Венера-7
 
Первые старты к Венере планировалось осуществить еще в июне 1959 года. Такие планы существовали и в Советском Союзе, и в США. Однако эти оценки страдали излишним оптимизмом. Приближались сроки пусков, но ни одна из космических держав так и не смогла создать носитель, способный их осуществить. Очередной шаг в освоении Солнечной системы удалось сделать только спустя два года. Правда, в 1960 году в США попытались вывести на гелиоцентрическую орбиту небольшие станции серии "Пионер", в задачу которых входили, в том числе, и исследования Венеры. Лишь один старт закончился успешно, и в дальнее путешествие отправился "Пионер-5", Но сблизиться с Венерой, как это планировалось сделать при оптимальном стечении обстоятельств, не удалось.

Первый удачный старт в сторону Венеры состоялся в Советском Союзе 12 февраля 1961 года. Это была вторая попытка нашей страны. Первая, состоявшаяся на восемь дней раньше, оказалась неудачной — станция вместе с разгонным блоком вышла на околоземную орбиту, но на ней и осталась, получив наименование "Тяжелый спутник".

Полет "Венеры", а именно так в дальнейшем стали именоваться все станции, запускаемые Советским Союзом для исследований Утренней звезды, проходил напряженно. С самого начала стало ясно, что полностью выполнить программу полета, предусматривавшую попадание в диск Венеры и доставку на нее вымпела с изображением Герба СССР, не удастся. Барахлил передатчик, связь со станцией была неустойчивой. Все попытки Земли овладеть ситуацией ни к чему не привели. Прошло три недели, и станция замолчала навсегда. Уже безмолвная, она 19 или 20 мая 1961 года прошла на расстоянии около 100 тысяч километров от Венеры. Можно по-разному оценивать результаты этого полета. Одни считают его неудачным, другие, наоборот, говорят о триумфальной победе. Как бы то ни было, полет "Венеры-1" был и остается значительным шагом в освоении Солнечной системы.


В последующие годы отечественную космонавтику преследовали многочисленные неудачи при пусках ве-нерианских аппаратов. За четыре года к Венере пытались запустить семь станций. Четыре из них повторили судьбу "Тяжелого спутника", оставшись на околоземной орбите, две погибли в результате аварий ракет-носителей. Еще одна смогла преодолеть притяжение Земли и отправиться в межпланетное путешествие, однако сразу стало ясно, что к Венере она приблизиться не сможет и останется на гелиоцентрической орбите. Поэтому станцию окрестили "Зонд-1", чтобы "запутать противника".

В 1962 году два старта к Венере произвели Соединенные Штаты. Первая ракета-носитель взорвалась на старте, зато вторая вывела в космос станцию "Маринер-2". 14 декабря 1962 года она прошла на расстоянии около 35 тысяч километров от Венеры. В 60-е годы американцы сосредоточили свои усилия на покорении Луны, поэтому межпланетных стартов в США было не очень много, да и задачи полетов были не так грандиозны как в "лунной эпопее".

Следующим этапом в освоении Венеры стал полет двух советских станций "Венера-2" и "Венера-3". Стартовав в ноябре 1965 года, они, наконец-то, достигли той цели, которая ставилась еще в 1961 году.

1 марта 1966 года впервые в истории земной аппарат достиг поверхности планеты. Но узнать, что произошло со станцией, ученые в том году так и не смогли: аппаратура замолчала сразу же после входа в атмосферу.

Перед "Венерой-4", стартовавшей в 1967 году, ставилась принципиально другая задача — мягко опуститься на поверхность Венеры и передать на Землю информацию о планете. Сегодня уже можно сказать, что экспедиция с самого начала была обречена на неудачу. При проектировании станции специалисты ориентировались только на те знания, которые имели на тот момент. А условия на Венере оказались гораздо суровее, чем рассчитывали. Что на самом деле произошло со станцией, разбилась ли она о поверхность или была расплющена чудовищным давлением, мы так никогда и не узнаем. А тогда официальная пропаганда поспешила объявить о первой в мире мягкой посадке на Венеру. Потом разобрались, что к чему, и стали говорить о плавном спуске в атмосфере планеты и не более того. Но полет "Венеры-4", которая свою задачу до конца не выполнила, все-таки надо рассматривать как серьезный шаг вперед. Станция погибла не из-за ошибок конструкторов, а из-за того, что ей пришлось столкнуться с такими природными условиями, которые никем даже не прогнозировались. Кстати, в будущем такие ситуации могут быть не так уж и редки. Одно дело — взгляд на небесное тело со стороны и попытка оценить условия на нем, а другое — когда будущим первопроходцам придется столкнуться с причудами природы "лицом к лицу".


В 1969 году две советские станции "Венера-5" и "Венера-6" повторили полет своей предшественницы, еще раз подтвердив, что условия на Венере очень суровые, и необходимо создавать принципиально новую конструкцию, которая сможет выжить при чудовищном давлении и при огромной температуре.

В 1970 году пришел черед "Венеры-7". Она создавалась с учетом опыта, который был получен при полетах станций "Венера-4", "Венера-5" и "Венера-6", и была очень похожа на них внешне. Аппарат состоял из орбитального отсека и спускаемого аппарата. Его общая масса составляла 1180 кг.

Орбитальный отсек предназначался для доставки спускаемого аппарата к Венере вплоть до входа в атмосферу и был выполнен в виде цилиндрического герметического корпуса, внутри которого располагались приборы радиокомплекса, систем астроориентации, управления, терморегулирования, химические источники тока и электронный блок радиационного дозиметра. К верхнему днищу орбитального отсека крепился спускаемый аппарат, а на нижнем днище была установлена двигательная установка, с помощью которой корректировалась траектория полета станции.

Спускаемый аппарат "Венеры-7", в отличие от предыдущих аппаратов данной серии, был предназначен для работы аппаратуры непосредственно на поверхности планеты. Его пришлось разрабатывать заново с учетом измерений, произведенных спускаемыми аппаратами станций "Венера-5" и "Венера-6" и определивших, что давление на поверхности Венеры превышает 100 атмосфер, а температура доходит до 530 градусов по Цельсию. Все это заставило разработчиков использовать новую конструкцию корпуса и специальную теплоизоляцию, которые защищали аппаратуру спускаемого аппарата от высоких температур и давления. Для уменьшения перегрузок было установлено специальное амортизационное устройство. Над приборным отсеком находилась парашютная система. Купол парашюта был изготовлен из термостойкой ткани, рассчитанной на работу при температуре до 530° С. На спускаемом аппарате были установлены приборы для измерения температуры и давления. Их датчиками служили термометры сопротивления и манометры анероидного типа, позволяющие измерять температуру в диапазоне от 25 до 540° С и давление от 0.5 до 150 атм.

Спускаемый аппарат был оборудован также высокостабильными генераторами частоты. Это позволило по величине смещения частоты принимаемого на Земле сигнала (эффект Доплера) определить с высокой точностью скорость снижения аппарата в атмосфере Венеры и величины пройденного пути за время спуска. И, естественно, на борту спускаемого аппарата были установлены вымпелы с барельефом В. И. Ленина и гербом СССР.


Во время осуществления межпланетного перелета ничего интересного со станцией не происходило. Кроме, пожалуй, измерений интенсивности космических лучей. Это позволило выявить интересные закономерности распространения потоков солнечных частиц в межпланетной среде на различных расстояниях от Земли. Да плюс к этому приборы "Венеры-7" зарегистрировали несколько вспышек на Солнце и смогли проследить динамику их развития в пространстве и времени. Удалось провести наблюдения и за мощной хромосфер-ной вспышкой, происшедшей 10 декабря 1970 года, то есть за несколько дней до окончания полета.

Как и планировалось, 15 декабря 1970 года спускаемый аппарат, отделившись от орбитального отсека, вошел в атмосферу Венеры. В конце участка спуска по изменению частоты радиосигнала было установлено, что скорость снижения аппарата относительно планеты стала нулевой — аппарат совершил посадку. Регистрировавшееся после этого момента изменение частоты бортового передатчика в точности соответствовало скорости движения относительно Земли участка поверхности Венеры, где по расчетам опустился спускаемый аппарат. К сожалению, ось антенны отклонилась от направления на Землю, поэтому станция могла передавать информацию только о температуре.

По характеру изменения температуры за бортом и скорости снижения аппарата была определена зависимость температуры атмосферы вплоть до поверхности Венеры. Оказалось, что закон изменения температуры близок к адиабатическому до самой поверхности. По измерениям, проведенным "Венерой-7", было также рассчитано распределение давления и плотности в атмосфере Венеры по высоте вплоть до поверхности. Учет возможных погрешностей измерений позволил оценить допуски на полученные значения температуры и давления. Значения атмосферных параметров на поверхности планеты в месте посадки "Венеры-7" составили: температура 475°±20° С, давление 90+15 атм. Плотность атмосферы у поверхности Венеры примерно в 60 раз превышала плотность атмосферы у поверхности Земли.

Сигналы спускаемого аппарата после посадки принимались в течение 23 минут, а потом прекратились. Но полученные данные были бесценны. Учитывая их, создавались все последующие станции серии "Венера".

В 70-е и первой половине 80-х годов полеты к Венере и мягкие посадки на ее поверхность происходили с завидной регулярностью и, надо отдать должное отечественной космической технике, довольно успешно. Кроме "Венеры-7" еще девять советских межпланетных станций совершили мягкую посадку на поверхность Утренней звезды.

Исследования Венеры с помощью космических аппаратов
Исследования Венеры с помощью космических аппаратов
 
Для сравнения, у американцев есть только одна успешная посадка на Венеру, причем это был незапланированный эксперимент. В 1978 году один из аппаратов, предназначавшихся для зондирования атмосферы, смог достигнуть поверхности планеты и более часа передавать на Землю научную информацию.

Последний полет, проводившийся исключительно для исследований Венеры, состоялся в 1990 году, то есть десять лет назад. На межпланетную трассу была выведена американская станция "Магеллан", которая спустя год вышла на орбиту искусственного спутника этой планеты.

А в нашей стране трасса "Земля — Венера" уже не используется более 15 лет. И в ближайшей перспективе таких планов тоже нет. Мы смогли заглянуть под облачный покров, но на Венере еще немало тайн, которые было бы интересно и нужно познать.

Жаль, что остается только надежда на возобновление полетов, да память об успехах, одним из которых была и остается первая в мире мягкая посадка на поверхность Венеры.


Устройство и биография нейтронной звезды
Археоастрономия — сравнительно молодая наука
Крупнейшие телескопы мира
Проекты новых гигантских телескопов
Определение периода вращения Венеры
Луна глазами аппарата Лунар Проспектор
Новый радиотелескоп вместо разрушенного
Проблема 2000: Когда-же начнется третье тысячелетие?
Космический аппарат Террестриал Плэнет Файндер
Рождение звезд в Трехдольной туманности М20
Теория и практика поиска гравитационных волн
Зимние студенческие конференции в Коуровке
Торсионные поля — наука или псевдонаука?
Космоплавание под солнечным парусом — фантастика или реальность?
Ссылки на эту статью:
TEXT: HTML: BB Code:

Ваши комментарии

(0)

Пока нет ни одного комментария, вы можете быть первым!

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ




Сколько будет 25 + 50 =

       
Если вы введете ваш email вы будете получать уведомления о новых комментариях



Похожие статьи


Первая мягкая посадка на Луну аппарата Луна-9
Первая карта планеты Плутон
Аварийная посадка аппарата Клиппер Грэхэм
Первая карта распределения озона над поверхностью Земли
Открыта первая внесолнечная многопланетная система

Hypernova.ru © 2013-2015 Контакты Карта сайта
Новости
1995
1996
1997
1998
1999
2000
Мир вокруг нас
1995
1996
1997
1998
1999
2000
Практикум
1995
1996
1997
1998
1999
2000
Наблюдаем сами
1995
1996
1997
1998
1999
2000
Звездный маршрут
1995
1996
1997
1998
1999
2000
Небесный календарь
1995
1996
1997
1998
1999
2000
Астро-фотография
1995
1996
1997
1998
1999
2000
Справочная страница
1995
1996
1998
1999
2000
Наверх