Если завтра вы услышите удивительную историю о визуальном наблюдении какого-нибудь чересчур необычного явления, то, скорее всего, улыбнетесь с недоверием — мало ли чего может померещиться! Но все меняется в одночасье, стоит только рассказчику в подтверждение своих слов привести документальное свидетельство — фотографию.
Возможно, именно скептическое отношение к словесным описаниям странных небесных явлений породило другую крайность — абсолютное доверие к фотоматериалам. Виной тому — прочно засевшее в глубинах нашего подсознания утверждение о том, что фотопленка не может "врать". Но так ли это на самом деле?
Разумеется, в отличие от наших органов чувств, в подавляюшем большинстве случаев фотографию можно считать волне надежным и объективным свидетелем, фиксирующим все "без домыслов и прикрас". Однако бывают и исключения. Известны десятки причин появления на негативе или на отпечатке самых разнообразных "дополнительных" деталей — пятен, бликов, а также прочих "духов" и "фантомов". Подобные фотографические казусы постоянно сопровождают и любителей съемок небесных объектов. Давайте рассмотрим наиболее распространенные причины их появления.
Чаще всего источники фотографического "брака" следует искать в ошибочных установках камеры и неправильном проведении съемки. Среди них плохая фокусировка, ошибки гидирования, нежесткое крепление камеры и другие, известные каждому любителю астрофотографии "мелочи". Но бывает и так, что снимок, казалось бы, полученный и обработанный без видимых огрех, тем не менее, выходит "со странностями". Например, очень часто при съемке в ночное время яркий источник света в поле зрения объектива (или даже вблизи него) дает на негативе своеобразные блики (отражения) или, как называют их фотографы, — рефлексы.
Возникают рефлексы потому, что свет не только преломляется, проходя сквозь линзы объектива, но и отражается на их поверхностях. Правда, от каждой поверхности отражается немного света — всего 4-6%. При дневной съемке этих "зайчиков" мы обычно не замечаем. Но на ночном темном изображении даже слабенький рефлекс может стать отчетливо заметным.
Разумеется, объектив фотокамеры не рассчитан на получение четких изображений в отраженном свете. Поэтому рефлекс может быть совершенно не похож на оригинал. Скажем, яркий фонарь недалеко от границы кадра может дать в кадре "бублик на палочке", напоминаюший кому-то звездолет. Чем сложнее объектив фотокамеры, тем сложнее и разнообразнее его оптические "духи". Опытный фотограф без труда может посадить такой "фантом" в нужное место негатива и получить прекрасный снимок "посадка НЛО на крышу соседнего дома".
Кроме светового луча почернение негатива может быть вызвано и другими причинами, например, электрическим разрядом. Нередко это происходит при перемотке пленки — трение о прокладки кассеты вызывает электростатические разряды. Если они сильны, то их легко распознать по характерной ветвистой (похожей на разряд молнии во время грозы) структуре изображения. Но слабенькие разряды могут вызывать почернение самой непредсказуемой формы.
В процессе производства пленки не исключено ее химическое загрязнение. Микроскопический кристаллик чужеродного вещества, попавший в эмульсию, вызывает появление великолепного диффузного пятна — яркой и, главное, никому еще не известной "кометы". Иногда такое "дополнение" очень удачно вписывается в композицию кадра, но на лавры первооткрывателя нового астрономического объекта с этим снимком не стоит рассчитывать.
Не только при фотографировании, но и в процессе обработки пленки на ней могут появиться неожиданные изображения. Например, при проявлении фотопленки в неотстоенном или непрофильтрованном растворе отдельные частицы нерастворившегося проявителя могут прилипнуть к эмульсии и активно взаимодействовать с этим местом, вызывая дополнительное почернение. А если в процессе проявки вы не очень активно вращали спираль бачка, то прилипшие к эмульсии пузырьки воздуха не позволят проявителю войти в контакт с пленкой, и в этих местах вы получите чудные прозрачные "иллюминаторы" на негативе и аккуратные черные шары разных размеров на отпечатке.
У позитивной пленки, которая используется для получения слайдов, свои особенности. Например, в процессе проявления ее подвергают засветке. Если на пленке при этом были крупные капли воды, то они сработают как линзы и сфокусируют рассеянный свет лампы, усилив под собой засветку в десятки раз. В зависимости от формы капли результат получается весьма причудливым.
И еще не забывайте о том, что основой любой фотографической эмульсии служит обычный пищевой желатин. Поэтому, если хранить пленку в сыром и теплом месте, на ней могут появиться пятна плесени. А если громко спорить с приятелем, держа перед лицом негатив, то мелкие капли слюны, богатой пищеварительными ферментами, оставят на пленке целые россыпи "неопознанных объектов".
Мы обсудили далеко не все нечаянные фотографические фокусы, которые становятся причиной обнаружения "новых" объектов на фотодокументах. При этом мы не ставили себе целью доказать, что следует походя отметать все необычное и загадочное. Е1о не нужно искать сенсаций там, где можно вполне обойтись без привлечения чудес.