В 1950 г. английский астроном Оливер Эгген, используя фотоэлектрические определения звездных величин и показателей цвета звезд в рассеянных звездных скоплениях (Гиады, Плеяды, Волосы Вероники и др.), обнаружил на диаграмме "цвет-светимость" сразу несколько новых звездных последовательностей: карликов, ярких карликов, голубых карликов и т.д.
Эта работа дала толчок целому циклу исследований, в ходе которых многие его результаты получили подтверждение. Эгген успешно продолжал изучение звезд в рассеянных звездных скоплениях, он исследовал влияние линий поглощения металлов на положение звезд на диаграмме "цвет-светимость", определил расстояние до Гиад оригинальным методом и выполнил ряд других важных работ по этой проблеме. От рассеянных скоплений он перешел к шаровым и в их изучении достиг немалых успехов, построив для их звезд такие же диаграммы "цвет-светимость", как ранее для рассеянных скоплений и звезд, окружающих Солнце.
В начале 1900 г. в Париже открылась Всемирная выставка, одним из выдающихся экспонатов которой был величайший телескоп-рефрактор с диаметром объектива 125 см (48 дюймов). До этого крупнейшим рефрактором в мире был 102-сантиметровый телескоп с объективом работы Альвана Кларка, установленный в 1891 году в Йерксской обсерватории близ Чикаго. Он имел экваториальную (немецкую) установку, а его фокусное расстояние составило 19 метров (что может говорить о длине трубы).
Новый телескоп имел фокусное расстояние около 60 метров, а отношение диаметра объектива к фокусному расстоянию с целью уменьшения аберраций составило 1:48 против 1:18 у Йерксского телескопа. Однако труба телескопа, имевшая 1.5 метра в диаметре, весила 21 тонну и не могла быть установлена на экваториальной монтировке.
Конструкция телескопа была разработана известным парижским конструктором Готье, который создавал монтировки 63-см и 83-см телескопов Парижской обсерватории. На этот раз Готье решил не ставить телескоп на подвижные оси, а положил его горизонтально. Пучок лучей от изучаемого светила направлялся в объектив сидеростатом — устройством с одним плоским зеркалом диаметром 2 м, вращавшимся вокруг часовой оси. Это устройство было предложено еще в 1881 г. известным американским астрономом Эдуардом Пикерингом и применялось на меньших телескопах. От широко применяемых в наше время в солнечных инструментах целостатов сидеростат отличается тем, что у него одно плоское зеркало, а не два.
Диск для сидеростата был отлит на Жёмонских зеркальных заводах под руководством Депре. Всего было отлито 12 таких дисков, но пригодными для дальнейшей обработки оказались только два.
По проекту Готье телескоп имел не один объектив, а два: фотографический и визуальный, которые с помощью специальной тележки могли при необходимости заменять друг друга. Таким образом, оптикам (братьям Полю и Просперу Анри) пришлось шлифовать не четыре оптических поверхности, как в обычных двухлинзовых телескопах, а девять.
Телескоп был размещен во Дворце оптики близ Эйфелевой башни и служил предметом всеобщего удивления и восхищения (Звездочет, 1999 г., №5-6, стр. 22). Но после закрытия выставки он не получил применения в астрономии, поскольку не мог выдержать конкуренции с быстро набиравшими силу рефлекторами, которые уже в конце XIX века обогнали по своим размерам и оптическим качествам даже самые крупные рефракторы.