Радионаблюдения Марса на обсерватории Китт-Пик в конце декабря 1995 — начале января 1996 года, похоже, свидетельствуют о сильной пылевой буре, разыгравшейся в те дни на Красной Планете. К сожалению, из-за близости Марса к Солнцу (13°) и малого углового диаметра планеты (4") подтвердить оптическими наблюдениями наличие пылевого шторма на Марсе чрезвычайно сложно.
И, тем не менее, Тед Кленси (Корнеллский университет, США) после ряда наблюдения Марса на 12-м радиотелескопе NRAO в одной из линий поглощения угарного газа СО в миллиметровом диапазоне утверждает, что все признаки новой пылевой бури налицо. Не исключено также, добавляет Кленси, что марсианский шторм еще только набирает силу.
Каким образом молекулы угарного газа могут говорить о наличии пыли в атмосфере Марса? Дело в том, что когда на Марсе стоит ясная солнечная погода, температура марсианского "воздуха" сильно падает с увеличением высоты над поверхностью планеты. При этом профили спектральных линий различных составляющих атмосферы Марса остаются достаточно узкими.
Когда же на нем начинается настоящая пылевая буря, огромное количество относительно теплого марсианского грунта, попадая в относительно холодную атмосферу, разогревает ее. Повышение температуры вызывает так называемое доплеровское уширение спектральных линий, в частности, хорошо заметной радиополосы поглощения угарного газа СО, о которой говорилось выше.
Изучая профили этой линии, Кленси рассчитал, что в дни наблюдений 10-20-километровый приповерхностный слой марсианской атмосферы был теплее обычного как минимум на 20 градусов. На основе этого он и предположил о новой пылевой буре, охватившей Красную планету.
Между тем Кленси подчеркивает, что для окончательного подтверждения этой бури нужны оптические наблюдения, которые сейчас очень трудно провести. Космический телескоп, например, отпадает сразу, так как Марс будет находиться в запретной для телескопа зоне угловой близости к Солнцу до сентября 1996 года. Остается лишь небольшая надежда "поймать" Марс с Земли в сумерках на обсерваториях с небольшим дрожанием атмосферы или телескопах с адаптивной оптикой. Возможно, что опытные любители астрономии, вооруженные солидными телескопами, тоже скажут свое слово.