С 16 го 19 марта 1949 года в Москве проходила Первая Метеоритная конференция, организованная Комитетом по метеоритам Академии наук СССР. В конференции приняли участие 80 исследователей метеоритов и смежных явлений (метеоры, кометы, серебристые облака) из Москвы, Ленинграда, Киева, Одессы, Ашхабада, Душанбе, Казани, Алма-Аты, Ташкента, Кирова, Крыма, а также Ленинградской, Тамбовской, Пензенской областей и Ставропольского края.
Конференцию открыл председатель Комитета по метеоритам В. Г. Фесенков. Он же сделал доклад "Основные проблемы метеоритики". Среди научных докладов были доклады Е. Л. Кринова о состоянии исследований Тунгусского метеорита, В. Г. Фесенкова и С. С. Фонтона об изучении Сихотэ-Алинского железного метеоритного дождя, К. П. Станюковича "Элементы физической теории метеоров и кратерообразующих метеоритов", И. С. Астаповича "Некоторые физические явления при полете метеоритов в земной атмосфере" и другие. Ряд докладов был посвящен методике сбора наблюдений падений метеоритов, их учету и хранению. Конференция приняла развернутую резолюцию, в которой были отмечены перспективы изучения метеоритов в нашей стране и необходимые для этого мероприятия.
В последующие годы было проведено еще 22 метеоритные конференции.
В 1899 году известный немецкий астрофизик Карл Шварцшильд (1873-1916) обнаружил, что изменения блеска цефеид сопровождаются изменениями их эффективной температуры. К такому выводу ученый пришел после того, как, наблюдая изменения блеска цефеид в различных участках спектра, он заметил, что амплитуда этих изменений различна и зависит от длины волны.
В то время еще не было ясных представлений о природе цефеид и о причинах изменений их блеска.
Многие астрономы были убеждены, что цефеиды — двойные звезды, подобно затменным переменным. Даже А. А. Белопольский, открывший за пять лет до работ Шварцшильда периодическое изменение скоростей цефеид по лучу зрения, в точности отражающее кривую изменения их блеска, но как бы перевернутую (см. рисунок), придерживался этой концепции. Правда, физик Н. А. Умов, выступавший на защите диссертации Белопольского в 1В96 году, высказал пророческую идею о том, что мы имеем дело с пульсирующими звездами. Но тогда эта идея не была поддержана большинством астрофизиков.
Открытие Шварцшильда могло бы стать новым аргументом в пользу пульсационной гипотезы. Но... не стало. Только в 1912-1914 гг. благодаря работам англичанина Г. Пламмера и американца X. Шепли. эта модель стала общепринятой а в 1917-1919 гг. английский астрофизик А. С. Эддингтон разработал ее первую теорию.