Для всесторонней обработки фотографического изображения требуется получить его цифровой аналог. Однако известно, что полноценную оцифровку негатива или слайда с высоким разрешением можно сделать только на дорогостоящем слайд-сканере. Сканирование же отпечатка на обычном планшетном сканере дает полноценный результат, только если отпечаток специально подготовлен для этого, что при отсутствии у вас собственной лаборатории и соответствующих навыков печати означает, пожалуй, еще большее увеличение расходов на услуги "ручного" печатника. (Использование для этой цели простого "автоматического" отпечатка от Kodak Express приводит к ограничению шкалы воспроизводимых тонов и цветов порой в несколько раз, если сюжет имеет высокий контраст и насыщенные цвета.)
Однако имея доступ даже только к дешевому планшетному сканеру и сознательно пожертвовав некоторой долей резкости, можно получить достаточно качественное цифровое изображение с негатива, пригодное не только для экранного показа, но и для полиграфии, затратив при этом гораздо меньшую сумму денег.
В качестве примера можно привести представленную здесь фотографию Большой Туманности Ориона (фото внизу статьи), которая была получена Анатолием Санковичем на самодельном телескопе системы Райта-Ньютона и затем была оцифрована и обработана автором этой заметки.
Из-за отсутствия возможности отсканировать с высоким качеством сам негатив, с него было сделано три отпечатка размером 15x20 см (фото 1, 2 и 3) с выдержками 0.7, 1.4 и 2.8 от "оптимальной", которая обычно используется для получения глубокого темного тона неба (таким образом, выдержки при печати отличались друг от друга в 2 раза).
Первый отпечаток выглядел достаточно легким, светлым, с полной проработкой теней, а третий показывал только центральные, самые яркие детали туманности. По моей просьбе фотограф Игорь Чунусов, который делал печать, держал фотобумагу в растворах минимально возможное время, чтобы исключить коробление фотобумаги.
Полученные отпечатки были отсканированы на обычном планшетном сканере с разрешением 400 точек на дюйм и при помощи программы Photoshop помещены в одно многослойное изображение в формате PSD. С помощью поворотов и сдвигов все три слоя сначала были совмещены с точностью примерно 1/4 размера слабых звезд. Затем были проделаны три процедуры, которые условно можно назвать следующим образом: сборка общего "хода яркости", сборка высокочастотной составляющей изображения и сборка цвета. Для первой задачи делается некая смесь черно-белых вариантов трех снимков, для второй используется фильтр High Pass и полученный результат прибавляется к яркостному каналу в режиме Lab. Цвет собирается в каналах "a" и "b" того же режима. После регулировки баланса цвета, насыщенности и подавления зернистости на ровных участках изображения получается итоговая картинка.
При некоторой минимальной сноровке на подобную обработку одного такого снимка уходит примерно часа четыре времени.