Одновременно с этим, желание иметь постоянное место для наблюдений заставило меня всерьез задуматься над строительством собственной обсерватории. Местом строительства был выбран дачный участок, расположенный в Одинцовском районе Московской области.
Телескоп было решено установить на крыше бетонного гаража размером 5 на 6 м и высотой 3 м. Под основание монтировки была подведена колонна из кирпича сечением 40 на 40 см и высотой 3 м. Тип монтировки — полярная платформа с вилкой — определился, когда под руки подвернулась чугунная литая вилка от варочного котла. В качестве основного подшипника для монтировки был использован тренажер "Грация", снабженный дополнительными шариками.
Ориентируясь на размеры вилки, на московском оптическом предприятии "Интес" мною был заказан комплект зеркал для системы Ньютона: главное параболическое зеркало диаметром 416 мм (относительное отверстие 1:4.5) и "диагоналка" поперечником 90 мм. Оба зеркала были выполнены из ситалла, практически свободного от температурного расширения.
Труба телескопа диаметром 450 мм сварена из 2.5-мм алюминиевого листа. Главное зеркало разгружено в оправе на 9 точек, расположенных на алюминиевой платформе толщиной 12 мм.
Вилка крепится своим основанием к диску-платформе диаметром 500 мм, вырезанной из 15-милиметрового стального листа. Основание вилки, имеющее диаметр 400 мм, было отшлифовано вручную, после чего туда была установлена нижняя часть тренажера "Грация" с 6 шариками в сепараторе, и вся эта конструкция была затянута болтом, одновременно закрепляющим и вилку. Для прикатки шариков и канавок было сделано около 300 оборотов вилки вокруг оси и несколько подтяжек болта. После этого канавки "Грации" были полностью заполнены шариками одного размера.
Полярная ось телескопа выставлялась по широте следующим образом: сначала из куска трубы, плотно входящей в отверстие полярной оси телескопа, была изготовлена визирная трубка с полем зрения 2°, в которую было хорошо видно, как Полярная звезда за 12 часов описывает в поле зрения дугу в 180°. На регулировку положения оси ушло около двух безрадостных недель, после чего платформа была зафиксирована и забетонирована. Теперь телескоп во время гидирования удерживает звезду на перекрестии около 20 минут практически без коррекции по склонению.
Для часового ведения телескопа применен механизм Гамона с рычагом, длина плеча которого составляет 1450 мм. Подобный выбор был сделан ввиду невозможности изготовить высокоточную червячную шестерню размером более 400 мм — в нынешней ситуации ее цена с учетом необходимого материала (бронзы) становится неоправданно высокой, приближаясь к стоимости зеркала. Сам механизм Гамона с двигателем РД-09 на напряжение 110 В и регулировкой частоты от 25 до 75 Гц был изготовлен по заказу у В. Ю. Аверина (г. Саров Нижегородской обл.). Механизм оснащен автостопом и обратным ходом (реверсом).
Наведение телескопа по оси склонений осуществляется вручную, через небольшую червячную пару. Тонкие движения по этой оси в пределах ±3° осуществляются рычагом длиной 300 мм, перемещаемым двигателем РД-09 (2.5 об/мин.), вращающим ходовой винт с шагом 3 мм. Часовой привод и привод по склонению имеют выносные пульты управления.
На трубе телескопа размещены искатель 8x50 и астрограф с фокусным расстоянием 500 мм (1:3.8), кассетной частью от фотоаппарата "Москва-4" и форматом кадра 60x90 мм.
Для фотографирования в прямом фокусе изготовлена фотонасадка, в которую устанавливается фотоаппарат "Зенит" или фотопластинка 9x12 см с линзами Барлоу и затвором, обеспечивающим выдержки в диапазоне от 1/1000 до 8 секунд.
Телескоп размещается под откатывающимся кожухом, изготовленным из 6-мм фанеры с жестяной крышей. Он снабжен автономной сигнализацией, которую контролирует злая немецкая овчарка. Для зашиты от запотевания труба инструмента постоянно обогревается нагревателем мощностью 60 Вт.
Общая масса телескопа составляет около 100 кг, из них 30 кг приходится на вилку, 20 кг — на трубу, 16 кг — на зеркала, 25 кг — на оправы, 8 кг — на "уши" и ребра жесткости трубы.
Проверка телескопа в работе показала, что качество оптики никаких нареканий не вызывает. При увеличении 100 крат изображения Луны, планет и туманностей превосходные. Комплект окуляров с фокусами 12, 14, 15, 18, 25 и 30 мм вместе с 2-х и 3-х кратными линзами Барлоу полностью перекрывает весь диапазон полезных увеличений телескопа.
Еще до начала строительства этого телескопа для него был предусмотрен второй фундамент с полярной платформой. "Запасной аэродром" размещается в Калужской области, где небо гораздо более темное, чем в ближнем Подмосковье. Для перевозки труба отсоединяется от вилки, вилка — от платформы, оправа с зеркалом — от трубы.
В заключение, хотелось бы коротко рассказать о своих дальнейших планах. В первую очередь, это доработка конструкции телескопа и часового механизма. Кроме этого, я собираюсь ввести в строй целую серию астрографов на базе аэрофотообъективов, предназначенных для съемок на пленку формата 6x9 см и 6x12 см.
С удовольствием выслушаю советы и замечания, а также отвечу на вопросы читателей Звездочета по конструкции данного инструмента.
Иванов Владимир Николаевич — любитель астрономии из г. Москвы.
Комментарий редакции
При всех преимуществах большого размера предлагаемого вашему вниманию телескопа, его конструкция далеко не идеальна. Это признает и сам автор статьи. Какие узлы могут быть улучшены в первую очередь?
Для начала, это вилка. Для телескопов столь больших размеров применение сплошной профилированной вилки возможно лишь при значительном увеличении ее поперечного сечения, а, следовательно, и массы. Похвально, что автор статьи постарался максимально использовать подручные материалы, но лучше было бы применить сварную полую конструкцию, более жесткую при той же массе.
Отказ от использования червячной пары в этом телескопе вполне понятен. Действительно, высококачественное червячное колесо из бронзы — удовольствие дорогостоящее. Но при габарите в 400 мм и более его можно изготавливать и из более дешевых материалов: латуни или стали. Причем, не обязательно использовать именно червячное колесо. При незначительном передаваемом моменте нагрузки здесь особенно подойдет косозубое колесо, намного более простое в изготовлении.
Не очень удачен и подбор фокусных расстояний окуляров. К примеру, окуляры с фокусами 14 и 15 мм дают увеличения 134 и 125 крат. Разница между ними почти неощутима на практике, так что вряд ли целесообразно применять окуляры со столь малым отличием фокусных расстояний.
Все указанные недостатки ни в коей мере не умаляют стараний автора. Скорее даже наоборот, мало кто в наше время решится на постройку столь крупного по любительским меркам стационарного телескопа. Особенно если учесть, что основная часть работ производилась автором собственноручно и в домашних условиях.