Всемирная Парижская выставка 1900-го года была одной из наиболее внушительных из когда-либо проведенных. Около 51 миллиона человек посетили огромные площади выставки, протянувшейся вдоль обеих берегов реки Сены. А в один из праздничных вечеров сразу 22 тысячи представителей французских муниципалитетов сидели за обедом в гостях у президента страны Эмиля Лоубета. Так как Франция тогда лидировала по части изготовления точной оптики, один из павильонов выставки был специально оборудован под Дворец Оптики, в котором, естественно, должен был быть размещен самый большой телескоп в мире.
Этот инструмент был спроектирован фирмой, возглавляемой Франсуа Делонклом. Сначала рассматривался проект рефлектора с апертурой 120 дюймов (3 м), но разработчикам не удалось подобрать соответствующее оборудование для отливки стеклянной заготовки столь крупного размера. Наконец, было решено остановиться на 49.2-дюймовом (125 см) рефракторе. Как видим, французы не оставили мысль о мировом лидерстве: диаметр объектива строящегося инструмента более чем на 9 дюймов превышал апертуру действующего рекордсмена — 40-дюймового рефрактора, установленного в Йеркской обсерватории.
Фокусное расстояние объектива Парижского телескопа равнялось 187-ми футам (60 м). Было очевидно, что инструмент такой огромной длины не мог быть установлен на классической монтировке под куполом. Поэтому его труба была расположена горизонтально, а свет звезд направлялся в нее с помощью сидеростата — 79-дюймового (2 м) зеркала, поворотом которого отслеживалось также суточное вращение неба.
Фирма Mantois изготовила 125-см заготовки для двух объективов рефрактора — визуального и фотографического. А компания Jeumont Glassworks после многих неудачных испытаний смогла-таки отлить удовлетворительный диск для зеркала-сидеростата. Расчетом и полировкой оптических компонентов занимался П. Готье, ведущий французский изготовитель больших телескопов того времени, который отвечал также за монтаж инструмента.
Для обеспечения фокусировки телескопа окулярная часть передвигалась по рельсам на четырехколесной тележке. Даже с самым малым увеличением — а оно составляло 500 крат! — поле зрения не превышало всего трех угловых минут, но наведение на астрономические объекты выполнялось легко, благодаря точной установке и регулировке всех механизмов. Наблюдатель был связан по телефону с помощником в сидеростате, который мог производить отсчеты по кругам и управлять зеркалом. Кратких фраз — "вперед по прямому восхождению", "помедленнее" и "слегка назад" — было вполне достаточно для того, чтобы в поле зрения оказался нужный объект. Управляемый гирями часовой механизм сидеростата функционировал настолько хорошо, что при увеличении 500 крат звезда оставалась в поле зрения в течение 45 минут (без использования механизмов тонких движений).
Толпы посетителей, которые выстраивались в очередь, чтобы взглянуть в этот большой инструмент, расходились в полночь, когда французский астроном Эжен Антониади занимал место у окуляра для наблюдения небесных объектов. Зарисовки туманности Кольцо (М57) в Лире, NGC 7009 в Водолее и нескольких других планетарных туманностей, сделанные Антониади, представляют, похоже, единственную попытку научного использования этого рефрактора. Однако, судя по изображениям, воспроизведенным в Бюллетене Астрономического общества Франции за 1900 год, они довольно неутешительны и не показывают ничего (за исключением окружающих их слабых звезд), что не могло бы быть обнаружено визуально с намного меньшими апертурами. Убогость этих результатов частично была обусловлена неблагоприятным расположением телескопа среди прожекторов выставки и дыма большого города. Кроме того, качеству изображения, должно быть, серьезно вредила сама стальная труба инструмента, ничем не снабженная для ее проветривания.
Когда Парижская выставка 1900 года закрылась, огромные финансовые вложения в телескоп были лишь частично покрыты собранными в качестве входной платы средствами. В течение года синдикат Делонкля безуспешно пытался продать злополучный инструмент французскому правительству, но в конце концов телескоп был разобран, а оптические компоненты отданы на хранение в Парижскую обсерваторию.
Этот амбициозный парижский гигант показал, какими не должны быть телескопы будущего, если они изготавливаются для решения научных задач, а не для удовлетворения тщеславных стремлений своих создателей. Урок оказался полезным и пошел впрок: ни одного рефрактора, подобного парижскому 49-дюймовому, больше никто и никогда не пытался изготовить.
Масликов Сергей Юрьевич — любитель астрономии из Томска. Один из авторов программы "Астрономы: электронный справочник".