По современным представлениям вокруг сверхмассивных черных дыр в ядрах галактик образуются аккреционные диски. Падающий на них газ сильно разогревается и становится источником жесткого излучения. Однако, как показали наблюдения на "Чандре", в действительности энергия падающего газа не так уж высока. В центре М31 телескоп "увидел" около сотни ярких рентгеновских звезд с температурами в десятки миллионов градусов.
И лишь у точки, координаты которой совпадают с координатами предполагаемой черной дыры в центре Туманности Андромеды, температура оказалась в десятки раз ниже (фото слева). Ученые надеялись, что помимо координат центральный источник будет по каким-либо параметрам отличаться от окружающих рентгеновских звезд, но не ожидали, что этой отличительной чертой окажется низкая температура.
В нашей Галактике дело обстоит проще. Координаты ее ядра — радиоисточника Стрелец А — известны очень точно. В точке с этими координатами "Чандра" также обнаружила рентгеновский источник (фото справа), но слишком слабый по сравнению с ожидаемым. Почему же долгожданное жесткое излучение от ядерных черных дыр в двух случаях оказалось столь маломощным? Вероятно, падение газа вблизи черной дыры по каким-то причинам замедляется, например, из-за того, что течение становится турбулентным. Важную роль в этом может играть и магнитное поле компактного объекта.