Работы носили масштабный характер. К ним были привлечены сотни организаций и предприятий со всего Советского Союза, что позволило создать уникальную ракетно-космическую систему "Энергия-Буран", бортовое оборудование, наземные комплексы слежения и управления, и многое другое.
Летно-конструкторские испытания транспортной системы были начаты 15 мая 1987 г., когда с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель "Энергия" с полувоенным грузом "Полюс" на борту. Задачи пуска были выполнены не полностью — носитель вывел полезную нагрузку в расчетную точку, но ее перевод с помощью собственных двигателей на околоземную орбиту закончился неудачей.
Второй пуск ракеты-носителя "Энергия", на этот раз с кораблем "Буран", был произведен 15 ноября 1988 г. Корабль успешно вышел на околоземную орбиту и, совершив два витка вокруг Земли, в автоматическом режиме совершил успешную посадку на космодроме Байконур.
Программа по созданию транспортно-космической системы многоразового использования была официально закрыта в 1994 г., хотя фактически это произошло еще раньше. Причиной этого стали распад Советского Союза и кризис, поразивший экономику России в начале 90-х годов.
К моменту закрытия программы было построено или велось строительство пяти летных экземпляров корабля "Буран" (см. таблицу). Теоретически возможно использование изделий 1.01 и 1.02 для осуществления космических полетов, а также достройка изделия 2.01, но с технической точки зрения это представляется малореальным, так как практически полностью ликвидирована стендовая база, необходимая для проверки кораблей и их оборудования.
К моменту закрытия программы в различной стадии готовности находились не менее пяти ракет-носителей "Энергия". Две из них в незаправленном состоянии до сих пор хранятся на космодроме Байконур и являются собственностью Казахстана. Три находились на различных стадиях строительства на стапелях НПО "Энергия" (ныне РКК "Энергия"), но после закрытия работ задел был уничтожен, уже изготовленные корпуса ракет либо разрезаны, либо выброшены на задний двор предприятия, где продолжают пребывать до сих пор.
Находящиеся на Байконуре ракеты-носители, так же как и корабли "Буран", теоретически готовы к использованию, но их применение вряд ли представляется возможным.
Для пусков ракеты-носителя "Энергия" с кораблями "Буран" предполагалось использовать два стартовых комплекса (левый и правый) на 110-й площадке космодрома Байконур. В свое время эти стартовые комплексы сооружались для пусков ракеты-носителя "Н-1", создававшейся в рамках советской лунной программы, но после отказа от полета к Луне было решено переоборудовать их для пусков "Энергии". Переоборудование левого комплекса было завершено полностью, а правого — частично.
Кроме того, на 250-й площадке был сооружен стартовый комплекс для пусков ракеты-носителя "Энергия" с иными полезными нагрузками.
В настоящее время стартовые комплексы представляют собой жалкое зрелище: запустение, оборудование частично растащено, частично уничтожено.
Восстановление стартовых сооружений с технической точки зрения особых проблем не вызывает. Труднее будет восстановить инфраструктуру стартовых позиций. Проблема, как всегда, в деньгах на проведение этих работ.
Кроме стартовых позиций, на территории тогдашнего Советского Союза было построено три посадочные полосы для приема кораблей "Буран". Одна из них сооружена на Байконуре — аэропорт "Юбилейный" — находится в работоспособном состоянии. На взлетно-посадочную полосу "Юбилейного" приземляются тяжелые самолеты, доставляющие на космодром иностранные коммерческие спутники.
Две другие полосы — на полуострове Крым и в районе озера Ханко — находятся в неработоспособном состоянии. Для возобновления их эксплуатации необходимо восстановить, в первую очередь, покрытие взлетно-посадочных полос.
Проблема возобновления работ по транспортно-космической системе "Энергия-Буран" носит крайне щекотливый характер и включает в себя как экономические и технические, так и политические аспекты. Если вкратце их рассмотреть, то получается следующая картина.
С технической точки зрения, возобновление работ особых сложностей не представляет. Все технические устройства разработаны, все технологические процессы отлажены, конструкторская документация сохранена. Сложности могут возникнуть только при модернизации отдельных узлов и бортовой аппаратуры, т.к. за время, прошедшее с момента закрытия работ, техника ушла далеко вперед и, естественно, все это потребует соответствующих доработок. Несмотря на падение общего научно-технического уровня в нашей стране и отъезд многих квалифицированных специалистов за рубеж, все это возможно. По различным оценкам на решение этой задачи потребуется от 2.5 до 4 лет.
С финансовой точки зрения все гораздо сложнее. Только на восстановление разрушенного потенциала и приведение в порядок стартовых позиций, посадочной полосы, расконсервации корабля, доводку носителя и т.д. по самым скромным оценкам необходимо не менее 1.5 млрд. долларов (я бы назвал эту цифру излишне оптимистичной и называют ее, а не большую, исключительно для того, чтобы не отпугнуть потенциальных инвесторов). И это — не считая затрат на развитие транспортной системы в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. России сейчас это не по силам. Если мы не смогли найти сумму, в 10 раз меньшую, для продолжения полета "Мира", то что уж говорить о работах по программе "Энергия-Буран".
Существуют планы международной кооперации по восстановлению комплекса "Энергия-Буран". В этом проекте предполагается участие России, Украины и Казахстана. Но не только в нашей стране проблемы с финансами. Аналогичная ситуация и на Украине, и в Казахстане. Так что этот план вряд ли осуществим.
С политической точки зрения восстановление транспортно-космической системы также вряд ли осуществимо. Для российской политической элиты в возобновлении полетов просто нет нужды, это не принесет им никаких дивидендов. А со стороны США мы встречали и встречаем противодействие, т.к. в восстановлении системы "Энергия-Буран" они видят появление на мировом рынке космических запусков опасного конкурента. И плюс к этому американцы опасаются появления в руках России мощной системы, которая может использоваться не только в гражданских, но и в военных целях.
И последнее. Есть ли смысл в приведении системы "Энергия-Буран" в работоспособное состояние? Выгодно ли это экономически? Для каких нужд можно использовать систему? Если говорить с гражданских позиций, то такой резон есть. Только создание новых ракет и кораблей поможет нашей стране не просто вернуть утраченные позиции в освоении космоса, но и заложит основу для научно-технического прогресса в XXI веке. А вот с экономической точки зрения картина прямо противоположна. Эксплуатация аналогичной американской системы показала, что стоимость одного килограмма груза, выводимого на околоземную орбиту многоразовыми кораблями, сопоставима, а порой и превышает стоимость грузов, запускаемых одноразовыми носителями. Для системы "Энергия-Буран" картина будет точно такой же. Именно поэтому нельзя говорить о том, что уже в ближайшее время "шаттлы" придут на смену "Союзам" и "Дельтам". В будущем, когда встанет вопрос об отправке пилотируемых экспедиций к другим планетам, такие корабли могут стать эффективнее нынешних ракет-носителей, особенно когда потребуется проведение операций по монтажу межпланетных кораблей на орбите. Но сейчас речь идет только об околоземных полетах, поэтому процесс выведения космических аппаратов на околоземную орбиту иногда можно сравнить с доставкой мешка картошки с помощью авианосца.
И все-таки, "Буран" был для нашей страны значительным шагом вперед в совершенствовании космических систем, и очень не хочется, чтобы он был сделан впустую.
А. Б. Железняков, заместитель Генерального директора АООТ НПП "Радуга" (г. Санкт-Петербург).