В XX веке интерес к сопоставлению пространственной картины Космоса с культовой деятельностью доисторического человека стал сильно возрастать. И опять отличился английский "Каменный Круг" — Стоунхендж. Было обнаружено, что этот памятник древности не только отмечал точку на линии горизонта, где Солнце всходило в день летнего солнцестояния, но имел визиры на все астрономически значимые направления, касающиеся Солнца и Луны.
По результатам этих исследований американский профессор Джеральд Хокинс в 1966 году написал книгу "Разгадка тайны Стоунхенджа". Эта работа получила широкое распространение в Европе и в Америке, однако идеи, в ней изложенные, у профессиональных исследователей древностей популярности не получили. Крупнейший авторитет по Стоунхенджу археолог Р. Аткинсон дал разгромную рецензию на работу Хокинса. В ведущем английском журнале археологической общественности Antiquity он выступил против такого "легкомысленного" подхода к доисторическим постройкам.
Но поднимать тревогу было уже поздно. О Стоунхендже заговорили, как о древнейшей в мире обсерватории. К тому же целый ряд известных астрономов выступил в поддержку Хокинса, дав математическое обоснование астрономической ориентации не только Стоунхенджа, но и многих других памятников времен неолита, находящихся в Англии, Шотландии, Ирландии и Франции.
Как подействовала такая массированная атака на археологов? Спустя всего девять лет после издания книги Хокинса профессор Аткинсон мужественно признался, что недооценил вклад астрономов в традиционную археологию. Он отозвался об археоастрономии (так теперь стали называть это направление исследований) с похвалой и заявил, что согласен с выводами об астрономическом назначении Стоунхенджа и других построек.
Это событие ознаменовало поворотный пункт в признании археоастрономии. Теперь среди профессиональных археологов можно было без тени неловкости обсуждать проблемы, связанные с новой дисциплиной. Так, в трудном споре сложился союз исследователей земли с исследователями звезд.
Нынче археоастрономия не только одна из самых интересных, но и, пожалуй, одна из самых перспективных областей знания, известных человеку. Ведь захвачен широчайший диапазон исследований, в который вовлечены такие науки, как история, физика, математика, философия, астрономия.
Разве не было бы увлекательно разгадать тайну Сфинкса и египетских пирамид? Или познать до конца мотивы, вдохновлявшие создателей Стоунхенджа и Большого Менгира в Карнаке? Понять, почему подобные им сооружения обнаружены за тысячи километров от Европы, — в далеких Еи-малаях и Центральной Америке?
Археоастрономия способна ответить на эти вопросы. И к счастью, на нашей планете очень много мест, которые еще только ждут своего исследователя.
По следам одной экспедиции
Между двух пустынь, там, где кончаются Каракумы и начинаются Красные Пески — Кызылкум, в дельте теперь уже высохшей реки две тысячи лет назад существовало мощное и развитое государство Древний Хорезм. Его жители поклонялись небу и огню и строго придерживались предписаний, установленных пророком Зороастром.
Давно канувшая в лету цивилизация, однако, и по сей день преподносит сюрпризы. Так, сравнительно недавно на ее территории было обнаружено сооружение, по-видимому, являвшееся древней астрономической обсерваторией.
Открытие, как это часто бывает, произошло случайно. Пилот аэроплана, пролетая над безлюдным районом Узбекистана, заметил странный объект. Среди монотонных узоров песчаных барханов возвышалось круглое сооружение. Засыпанное песком, оно очень походило на кратер или огромный колодец 5-10 м диаметром.
Тогда, почти пятьдесят лет назад, этой находкой заинтересовались ученые из Академии Наук СССР. И в район древних развалин, которые были известны среди местных жителей под именем Кой-Крылган-Кала, была отправлена специальная экспедиция.
Археологи в течение 7 лет. начиная с 1951 года, изучали этот древнейший памятник. Руководил работами академик С. П. Толстов. Именно он и высказал мысль, что Кой-Крылган-Кала, будучи древним центром религиозного культа, использовалась и для практических астрономических наблюдений. В своей книге "По древним дельтам Окса и Яксарта" он писал: "Весьма вероятно, что Кой-Крылган-Кала была храмом погребального культа и одновременно центром астрального культа ... Весьма возможно, что пять своеобразных, совершенно уникальных окон нижнего этажа центрального здания служили для астрономических наблюдений. В северо-восточном секторе верхнего этажа центрального здания сохранился явно относящийся к позднему периоду фрагмент стены с мощным фундаментом, заглубленным в завале одного из помещений. Стена ориентирована с севера на юг и, возможно, служила базой для астрономического инструмента типа квадранта".
В дорогу
Так что же это — еще одна древняя астрономическая обсерватория или просто культовое сооружение Древнего Хорезма? Чтобы попытаться найти ответ на этот вопрос, группа ярославских любителей астрономии в сотрудничестве с научно-популярным журналом Звездочет решила организовать поездку к месту находки.
Подготовка экспедиции началась в первых месяцах 1997 года. Однако лишь к марту 98-го удалось решить все организационные вопросы, и мы смогли отправиться в путь — в Узбекистан в город Бируни.
Город этот знаменит тем, что когда-то через него проходил Великий шелковый путь — караванная дорога из Ближнего Востока в Китай, Индию и Тибет. В Бируни мы расположились в красивом, просторном доме с уютным внутренним двориком. В нем жили наши друзья Имам и Ражапбай Ху-дайбергеновы. Они были очень гостеприимны и впоследствии помогли с поиском интересующих нас объектов.
От Бируни до Кой-Крылган-Калы всего 40 км, но без помощи местных жителей эти развалины практически невозможно найти. Сейчас здесь все меньше и меньше говорят по-русски, и уже не удивительно встретить молодого туркмена или узбека, не знающего наш язык.
Два дня в Бируни прошли в окончательных сборах. Наконец, все готово, и мы спешим отправиться в путь. Знакомо ли вам чувство, когда не терпится поскорей достичь желанной цели? Ведь позади — год подготовки и сбора материалов. Поиски снаряжения, бессонные ночи, проведенные за чтением справочников и изучением карт... Теперь остался последний шаг, и вскоре мы вступим во владения таинственной, волнующей воображение пустыни.
Выехали 19 марта. За окном автомобиля унылый пейзаж. Серо-голубые ветки саксаула, похожего на "дерево наоборот" — крона закопана в земле, корни торчат наружу. Арыки для орошения квадратиков полей. Скоро все зацветет хлопком, рисом и люцерной но пока кругом желтый-желтый пейзаж, в котором одного цвета все — дома, машины, деревья, поля. Даже лю ди, торгующие дынями вдоль дороги, тоже призрачно-желтые, настолько, кажется, они пропитались песком и срослись, слились с пустыней.
Встретившиеся первыми на пути развалины древних глиняных поселений согрели нас надеждой на скорую и желанную встречу. Однако пустыня не торопилась раскрывать посторонним свои секреты. Мы крутились по пыльным дорогам, то забираясь в глубь песков, то возвращаясь к человеческому жилью. И лишь в конце дня, благодаря непостижимой интуиции водителя, мы прибыли на место наших будущих исследований.
Было странно увидеть здесь, среди волнистых барханов, эту древнюю крепость-обсерваторию. Она выплыла из глубины веков как некий заброшенный остров, как символ великой, но уже умершей цивилизации. Занавес беспредельного синего неба только усиливал чувство одиночества, живописно оттеняя полуразрушенные стены, высвечивая проемы бойниц и кладя густые предвечерние тени в потайные ниши и сводчатые ходы.
До заката оставалось совсем немного. Выбрав ровную площадку рядом с развалинами, мы спешно начали разбивать лагерь.
Кой-Крылган-Кала
Согласно археологическим данным, Кой-Крылган-Кала построена две с половиной тысячи лет назад, около IV века до нашей эры. Она представляет собой башнеобразное цилиндрическое здание диаметром 50 м и высотой около восьми метров. Здание обнесено кольцом внешней стены, а внутренний двор между стеной и башней застроен многочисленными комнатами неправильной планировки. В них находились складские помещения, комнаты слуг и стражников.
Центральное здание имело два этажа, из которых нижний, цокольный, почти полностью сохранился. Помещения этого этажа с мощными стенами из сырцового кирпича имеют строгую планировку. Под небольшим углом к запад-восток расположен центральный сводчатый коридор, в который арками открываются шесть больших сводчатых комнат.
В судьбе Кой-Крылган-Калы много неясных вопросов. Ученым удалось установить, что центральное здание было обитаемо лишь в течение двухсот лет с момента постройки. По невыясненным на сей день обстоятельствам, оно было покинуто людьми не позднее II века до н.э. В пространстве между центральным зданием и стеной жили значительно дольше — не менее четырех столетий. При этом помещения двора неоднократно перепланировались.
Ближе к началу нашей эры Кой-Крылган-Кала стала подвергаться осадам. Об этом свидетельствует разрушенная в нескольких местах стена крепости. Вероятно, зороастрийским жрецам приходилось отражать атаки воинственных племен, нападавших на Хорезм с севера.
Жизнь храма внезапно оборвалась в I веке нашей эры. Люди ушли отсюда, и опустевшие помещения подверглись сильному грабежу и разрушению. Потом ничего не нарушало тишину оставленного дома. Кой-Крылган-Кала дремала в усыпальнице пустыни, окутанная со всех сторон мягким, сухим песком. И только в наше время ей пришлось стряхнуть эти навеянные вечностью грезы о былом величии Хорезма, славе его царей, воинов и жрецов.
На месте
На следующий после прибытия день мы с энтузиазмом начали определять азимуты основных направлений, образованных линией центрального нефа и окнами комнат. В дальнейшем нам предстояло работать с небесными светилами, и мы сразу предпочли не геодезические, а астрономические азимуты, которые отсчитываются от точки Юга по направлению к точке Запада.
Необходимо было учесть магнитное склонение в данной местности. Если стрелка компаса показывает на Север, то это не значит, что там же находится географический северный полюс. В районе Кой-Крылган-Калы магнитный меридиан отклоняется к востоку ot истинного меридиана на 6°. Помня об этом, мы вычитали из полученных с помощью буссоли данных требуемую величину в 6°. Итак, ось центрального коридора в своей восточной части имеет астрономический азимут 247°, в западной 67°. Южные и северные окна — 337° и 157° соответственно.
Для начала мы попытались соотнести расположение центрального здания с годичным движением Солнца. Дневное светило с большой точностью восходит в точке Востока и заходит в точке Запада в дни равноденствий. В день летнего солнцестояния Солнце восходит и заходит в точках с азимутом 236° и 124°. В день зимнего солнцестояния азимуты восхода и захода равны 302.5° и 57.5°. Однако, как видим, в планировку Кой-Крылган-Калы направления на эти точки не заложены.
Второе светило нашего горизонта. Луна, имеет путь движения по небу куда более сложный, чем Солнце. Поэтому мы не станем приводить здесь результаты расчетов, связанных с этим движением. Скажем лишь, что вычисления говорят о том, что Кой-Крылган-Кала не сориентирована на Луну также, как и не сориентирована она на Солнце.
Приступая к определению возможной связи памятника со звездами, мы помнили, что для расчета азимута восхода или захода какой-либо звезды необходимо учесть три фактора. Первое и самое главное — влияние прецессии земной оси на экваториальные координаты звезд. Прецессия изменяет склонение звезды на величину вплоть до 47°, и хотя такое воздействие происходит медленно, в течение столетий и тысячелетий оно становится достаточно заметным.
Еще одно обстоятельство, которое вносит коррективы в определение азимута точек восхода и захода светил, — это так называемый "угол угасания". Дело в том, что даже очень яркая звезда у горизонта становится значительно слабее, и в конце концов перестает быть видима, хотя она еще находится над линей горизонта. Причина этого — пыль, находящаяся в земной атмосфере и действующая как светопоглощающий фильтр.
Для звезд "угол угасания" варьируется от сезона к сезону и в значительной степени связан с экологической ситуацией в данном регионе. Проводившиеся визуальные наблюдения дали "угол угасания" для звезды Регул в 4-5°. Под таким углом к горизонту эта достаточно яркая звезда переставала быть видимой человеку с хорошим зрением, и он уже не мог проследить окончательный путь ее захода. Однако здесь нужно учесть, что наблюдения проводились в экологически неблагоприятном р!егионе (средняя полоса России), а сама звезда располагалась почти сразу за границей сектора вечерней зари. Поэтому при более благоприятных условиях наблюдения мы смело можем уменьшить "угол угасания" ярких звезд до 2-3°.
В принципе должна подлежать учету и рефракция, производимая земной атмосферой по отношению к звездам. Но для светила, находящегося на высоте "угла угасания", ее значение составляет примерно 15 минут дуги. Так что при начальных вычислениях рефракционной поправкой можно пренебречь.
В число вероятных кандидатов для расчетов попали следующие звезды: Сириус, Спика, Рас-Альхаг, Альдебаран, Ригель, Бетельгейзе, Антарес, Регул, Бега и Арктур. Мы вычислили их экваториальные координаты на эпоху, в которою была возведена Кой-Крылган-Кала. Учет "угла угасания" в схеме расчетов не вызвал трудностей.
Теперь, проведя соответствующие вычисления, мы с уверенностью можем сказать, что через "астрономическое окно", азимут которого равен 67°, яркие звезды действительно наблюдались! Это были Сириус (α Большого Пса) и Ригель (β Ориона). Пользуясь этим окном (а оно имеет 6 м в длину и 0.7 м в ширину) как наблюдательной трубой, древний астроном мог созерцать поочередный заход сначала звезды из созвездия Ориона, а затем Сириуса.
Все это говорит о том, что древние строители сознательно ориентировали свой храм таким образом, чтобы линия центрального коридора (и окно, смотрящее из него наружу) всегда указывали на точку захода звезд Ригель и Сириус. Эти результаты позволяют подтвердить предположение академика С. П. Толстова об астрономическом назначении Кой-Крылган-Калы.
В чем-то это очень напоминает астральный культ, имевший распространение далеко за пределами Хорезма — в Древнем Египте. В нем также фигурирует Сириус. Время первого появления на фоне утренней зари этой лучезарной звезды совпадало с разливом Нила, и с этого момента египтяне начинали цикл религиозных празднеств и новую хозяйственную деятельность.
Интересно, а какую роль играли Сириус и Ригель в культуре Древнего Хорезма? Почему при строительстве Кой-Крылган-Кала взоры обратились именно на эти светила? И почему именно заход, а не восход звезд? Но эти вопросы следует адресовать, наверное, уже не к астрономам, а к историкам.
Постскриптум
Об уникальности храма Кой-Крылган-Кала писалось и говорилось немало. Это единственное в Средней Азии сооружение, отличающееся от других древних построек как своей планировкой, так и назначением. В Хорезме существовало лишь два крупных "храма огня". Один — в величественном дворце хорезмских царей Топрак-Кала, расположенном в предгорьях хребта Султан-Уиздаг. Другой, собственно, Кой-Крылган-Кала. Неповторимость храма и в том, что его ориентация связана с культом звезд.
Что касается степени материальной сохранности памятника и постигших его за последние годы разрушений, то это тема особая. Например, мы не смогли обнаружить фундамент со стеной, где мог находиться квадрант. Упоминаемая в археологических отчетах комната сейчас завалена обломками глиняных кирпичей, осыпающихся с верхней части здания. Из пяти "астрономических" окон, о которых говорит академик Толстов, осталось только одно. Остальные, к великому сожалению, погребены под обрушившимися сводами. Засыпаны метровым слоем песка и глины комнаты первого этажа и центральный коридор.
Приходится констатировать, что через 40-50 лет от памятника не останется и следа. Пока он был скрыт покровом пустыни, значительных разрушений не происходило. Но как только археологи обнажили остатки построек, за дело взялись ветер, дождь и палящее южное солнце. В результате за последнее время Кой-Крылган-Кала получила больше повреждений, чем за те две тысячи лет, что она стояла под песком.
Науке предстоит понести еще одну и опять невосполнимую утрату. Значит, пришло время принимать спешные меры по спасению Кой-Крылган-Калы. И хотя объект имеет международное значение, инициатором такого движения могла бы стать Республика Узбекистан. Ведь именно на ее территории находится этот древний и замечательный памятник.
Попов Владислав Сергеевич, Чумакова Татьяна Алексеевна, Барышникова Елена Николаевна — любители астрономии из г. Ярославль. Авторы приносят искреннюю благодарность всем, кто помог в их работе, и в особенности — И. М. Богдановой, которой они и посвящают эту статью. Ираида Михайловна — удивительная женщина, в юные годы совершившая путешествие по Центральной Азии в составе экспедиции знаменитого художника Николая Рериха.