Надеюсь, читатели помнят недавно рассказанную мной историю о камере-обскуре (Звездочет, 1998 г., № 10, стр. 30): теоретически обнаружив, что с помощью классической (дырочной) камеры-обскуры можно наблюдать солнечные пятна, я поставил эксперимент в Государственном астрономическом институте им. П. К. Штернберга (ГАИШ) и действительно увидел пятна на Солнце без всякой оптики, а только лишь с помощью 17-метровой темной трубы и 5-мм отверстия на ее входе. Это вдохновило меня на предсказание: вполне возможно, что в исторические времена в крупных архитектурных сооружениях непреднамеренно возникала ситуация камеры-обскуры, и кто-то наблюдал солнечные пятна задолго до их открытия Галилеем. Очевидными претендентами на роль таких сооружений мне представлялись готические храмы средневековой Европы. Вскоре судьба подарила мне случай проверить эту идею.
Оказавшись 6 июля 1998 г. в городе Толедо (Испания), я зашел около полудня в готический кафедральный собор, один из крупнейших в Европе, и принялся изучать световые узоры на полу. День был ясный, солнечный. Но рассеянный свет, идущий от вознесенных высоко над полом старинных витражей, не мог разогнать мрак гигантского, как дирижабль, интерьера собора. Весьма скоро я обнаружил на каменном полу несколько изображений Солнца. По направлению лучей света было видно, что они обязаны своим появлением щелям между стеклами витражей, расположенных на южном фасаде собора, почти под самым его сводом. Диаметры солнечных дисков были от 17 до 30 см в зависимости от высоты витража над полом.
На пестром мраморном полу было трудно различить детали изображения, но мне все же удалось разглядеть два крупных солнечный пятна. К стыду своему я не зарисовал их сразу из-за отсутствия бумаги. Выйдя в поисках чистого листа на улицу (и не без труда получив его в ближайшем банке), я не смог попасть обратно в собор, поскольку его закрыли до вечера.
К счастью, уже через день мне вторично представилась возможность наблюдать эффект камеры-обскуры в кафедральном соборе города Севильи. На фотографии видно, что на полу собора рядом расположились два изображения Солнца одинакового размера — яркое справа и тусклое левее, каждое диаметром 27 см (см. фото). Края яркого изображения сильно размыты, и никакой внутренней структуры (кроме слабого потемнения к краю) оно не имеет. Менее яркое изображение оказалось намного более резким: на нем прекрасно были видны солнечные пятна. За два дня картина на Солнце почти не изменилась: я увидел те же два пятна, что были видны в соборе Толедо; они лишь слегка сместились из-за вращения Солнца. На этот раз бумагой я запасся заранее, поэтому быстро зарисовал солнечный диск с пятнами.
Вернувшись в Москву, я нашел через Интернет фотографии Солнца за 6 и 8 июля 1998 г. и убедился в их полном соответствии с увиденными мной изображениями в соборах Испании.
Таков мой скромный опыт использования готических храмов в качестве солнечной обсерватории. Кроме удовлетворения, связанного с практическим подтверждением своих расчетов и прогнозов, я испытываю сильное недоумение от того, что историкам астрономии, по-видимому, ничего не известно о подобных наблюдениях в прошлом. Возможно ли, чтобы за несколько веков, отделявших строительство готических соборов от эпохи Галилея, ни один любознательный муж не заинтересовался этим явлением? Ведь у них была возможность задолго до появления телескопа изучать поверхность Солнца, ее вращение и активность. Готические соборы Толедо и Севильи отнюдь не уникальны: подобные есть в Милане, Кельне и десятках других городов Европы. Возможно, щели в витражах появились не сразу после окончания строительства, но и не вчера. Уверен, что во многих соборах Европы, а может быть и в крупных мечетях Востока, давно существует ситуация непреднамеренной камеры-обскуры. Но проводились ли с ними наблюдения и остался ли их след в истории астрономии, — мне неизвестно. Жду помощи от читателей Звездочета.